Словарь дрессировщика

  • – специфическое сочетание демонстративных и физических действий, направленное на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже д

  • См. Злоба.

  • – комплекс реакций организма, направленных на приспособление к условиям внешней среды. Различают адаптивные реакции на уровне гомеостаза

  • (сенсорное привыкание) – приспособительное изменение чувствительности анализатора к интенсивности действующего на него раздражителя. В

  • – равный, вполне соответствующий. Например, звук служит адекватным раздражителем слуховому анализатору.

  • – соревнования, доступные для всех собак. Суть соревнования – преодоление собаками различных препятствий без ошибок, развитие понятливос

  • форма агонистического и оборонительного поведения, при котором животное активно (т. е. не замирает, что свойственно пассивно-оборонительн

  • согласно теории функциональных систем, это аппарат, программирующий результаты будущих событий; стадия поведенческого акта, возникающая

  • поведение какой-либо особи (донора), выгодное для других особей (реципиентов), однако при этом донору приходится расплачиваться снижением с

  • аппарат ЦНС, осуществляющий функции приема, анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней среды организма. В зависимости от вида чу

  • (1898—1974) – русский физиолог, автор теории функциональных систем, согласно которой формирование опережающего отражения действительности (ч

  • – физиологическое состояние, наступающее в результате частичного или полного удовлетворения основной на данный момент потребности и ред

  • – приписывание специфических свойств человека тому, кто или что им не является, например животным.

  • любой предмет, используемый более или менее регулярно для отработки у собаки навыка его ношения и подачи. А. п. может быть изготовлен из раз

  • – эмоциональное ощущение, связанное со стремлением к употреблению пищи. Различают А.: общий, основанный на чувстве голода; избирательный –

  • (подготовительное, поисковое) – форма мотивационного поведения, возникающего в связи с поиском раздражителей, свидетельствующих о возмож

  • временные (сенсорные) связи, образующиеся между корковыми сенсорными пунктами, к которым адресуются индифферентные и условные раздражите

  • 1) по И. П. Павлову, то же, что и условный рефлекс; 2) связь между психическими явлениями; 3) то же, что и ассоциативная временная связь.

  • – кратковременная и сильная, положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов

  • поток нервных импульсов, поступающих в ЦНС от органов чувств, воспринимающих информацию как от внутренних, так и от внешних раздражителей.

  • чувствительная (сенсорная) нервная клетка, несущая возбуждение от рецептора (нервного окончания) в ЦНС.

  • в теории функциональных систем это первая стадия поведенческого акта, заключающаяся в синтезе нервной системой сигналов внешней и внутре

  • – вертикально расположенное препятствие. Например, в рамках общего курса дрессировки различают глухой забор – сплошное препятствие высо

  • (настороженность) своевременное восприятие срочных и неожиданных сигналов и адекватное реагирование на них необходимыми действиями.

  • См. Индифферентный раздражитель.

  • врожденная реакция организма, проявляющаяся в ослаблении или прекращении текущей деятельности организма в ответ на внешние раздражители.

  • врожденная видоспецифическая реакция организма, возникающая на специфическое воздействие биологически значимого раздражителя (боль, пищ

  • (1884—1974) – основатель и руководитель грузинской физиологической школы. Работал в области физиологии нервно-мышечного аппарата, нейрофизио

  • (1896—1966) – русский ученый, занимался вопросами психиатрии, экспериментальной психологии и физиологии движений. Еще до работ Винера высказа

  • – область психологии, связанная с исследованием поведения человека и животных. При этом поведение рассматривается как совокупность досту

  • ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей. Б. о. характериз

  • – психическое состояние, переживание, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм, создающих угроз

  • – проявление страха, эмоциональное состояние, выражающееся на поведенческом уровне в стремлении выйти за пределы действия опасного раздр

  • по этому курсу дрессировки проверяются навыки: начало движения с места, отношение к отвлекающим раздражителям и выстрелу, быстрота буксир

  • препятствие, представляющее собой доску шириной 18—20 см, поднятую на высоту 1 м и снабженную с обеих сторон трапами. Команду на преодоление

  • часть нервной системы высших животных, осуществляющая управление вегетативными (питающими) функциями организма, связанными с деятельност

  • форма когнитивного научения, заключающаяся в предвосхищении будущего. Реализуется В. п. в гипотезах о наибольшей вероятности достижения ц

  • чувствительные волоски, выполняющие функцию осязания и сигнализирующие о приближении животного к предметам. Локализуются в основном в об

  • См. Память генетическая.

  • – жизненный, прижизненный, необходимый для жизни.

  • определение, часто приписываемое В. Дурову, ныне устаревшее, означающее формирование поведения с использованием пищевой мотивации, т. е. п

  • вид безусловного торможения, связанный с появлением реакции на посторонний раздражитель. Наиболее ярко В. т. проявляется в новой, необычно

  • – процесс и состояние настройки организма на восприятие приоритетной (важной) информации. Различают В. произвольное (мотивированное, напр

  • приобретенное в процессе жизни торможение, развивающееся под влиянием тех же раздражителей, которые до этого вызывали условные реакции. Д

  • – животное, получившее право управлять поведением стаи за счет более богатого опыта. Как правило, в отличие от лидера В. становится (без пре

  • – 1) способность клетки или ткани отвечать на раздражения специфической реакцией; 2) способность животного приходить в состояние возбужден

  • 1) реакция возбудимой клетки (нервной, мышечной, секреторной) на действие раздражителя. В. нервной клетки проявляется в генерировании и расп

  • иногда употребляемый термин, означающий положительное, чаще пищевое, подкрепление.

  • психофизиологические особенности, определяемые возрастом животного. Предопределяются прежде всего историческим (филогенетическим) разв

  • комплекс воздействий на щенка, обеспечивающих нормальное физическое и психическое формирование собаки. Физический компонент воспитания

  • процесс формирования поведения щенка с учетом его возрастных особенностей. Цель В. д. – ознакомление молодого животного с задачами и ситу

  • процесс вхождения в текущую деятельность. Требуя от собаки выполнения каких-либо команд, следует иметь в виду, что собака не сразу входит в

  • то же, что Условный рефлекс.

  • интервал от момента предъявления животному какого-либо раздражителя до начала ответной реакции. Замечено, что В. р. зависит от модальности

  • генетически заложенное, характерное для данного вида животных поведение. Объединяет такие понятия, как безусловный рефлекс, инстинкт и ко

  • – способность собаки сохранять заданное положение, оставаясь на месте, до альтернативной команды. Отрабатывается в двух вариантах – рядо

  • – способность длительно выполнять какую-либо работу. В. зависит от функциональных резервов организма, степени тренированности, условий ср

  • то же, что и Дрессировка.

  • 1) поведение животных, обусловленное функционированием высших отделов головного мозга; 2) нейрофизиологическая основа поведения, представ

  • состояние, возникающее у животных после более или менее длительного неприятного или болевого воздействия, избежать которого не удается. Т

  • по курсу подготовки собак для этой службы проверяют навыки выборки предмета с запахом газа и его обозначение и нахождение и указание места

  • возникновение условной реакции на сигнальный и близкий к нему раздражитель, т. е. животное может отвечать одной и той же двигательной реак

  • явление, характерное для выработки инструментального рефлекса и проявляющееся в осуществлении нескольких различающихся двигательных ре

  • наука, изучающая роль наследственных факторов в формировании поведения животных. Считается, что большинство поведенческих признаков конт

  • по курсу подготовки собак для этой службы проверяют навыки выборки минералов, поиска на маршруте и отношение к выстрелу.

  • состояние пониженной двигательной активности. При достаточно длительной Г. в организме развиваются атрофические изменения в мышцах, детр

  • – 1) чувство, ощущение, испытываемое животным при недостатке пищи; 2) состояние организма в связи с потребностью в пище. Выражается в беспоко

  • изменение выраженности мотивированного поведения в зависимости от приближения или отдаления момента удовлетворения доминирующей потреб

  • пределы в освоении животными тех или иных форм поведения, навыков и т. п. Определяются Г. н. анатомическими, физиологическими и зоопсихолог

  • 1) взаимодействие животных при постоянном или временном объединении в группы (стада, стаи, семьи и т. п.); 2) взаимонаправленные, согласованны

  • нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ и синтез сигналов, возникающих в органах движения. Состоит Д. а. из периферического от

  • освоенное до автоматизма умение решать тот или иной вид двигательной задачи, сформированное в процессе обучения, упражнения и тренировки.

  • См. Эфферентный нейрон.

  • (-я) – в физиологии – перемещение всего организма или отдельных его частей.

  • утрата автоматизм навыка временная или постоянная. Причинами Д. н. могут быть: чрезмерное сбивающее влияние внешних раздражителей; слишком

  • одна из форм общения, при которой животные взаимно или односторонне демонстрируют определенные внешние признаки. Чаще всего проявляется п

  • система привычных условно-рефлекторных реакций, поведенческих актов, сложившихся в ответ на стереотипную последовательность раздражител

  • по В. Д. Небылицыну, самостоятельное и ведущее свойство нервной системы, отражающее способность к научению в широком смысле этого слова. Ос

  • – различение раздражителей (сигналов, стимулов, команд). Собаки способны к довольно высокой степени Д., например они могут отмечать различи

  • вид внутреннего торможения, развивающегося в ЦНС при действии постоянно подкрепляемого и неподкрепляемого сходных раздражителей. Д. т. ле

  • практически неограниченное время хранения информации. Основной механизм ввода и консолидации информации в Д. п. – повторение.

  • См. Память долговременная.

  • См. Доминирующее животное.

  • – 1) временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая направленную работу нервных центров и придающая поведению определенн

  • См. Доминирующее животное.

  • (доминантное животное, доминант) – понятие, характеризующее ранг животного в иерархической системе взаимоотношений стайных животных. По о

  • (побуждение, мотивация)процессы в ЦНС, побуждающие, направляющие, поддерживающие и контролирующие специфическое поведение организма. Терм

  • См. Драйв-рефлекс.

  • (драйвовый рефлекс) – форма нервной деятельности, связанная с возникновением, существованием драйва и переходом его в антидрайв. Д.-р. обес

  • – составная часть агрессивного поведения, заключающаяся в борьбе и нанесении повреждений партнеру, как правило, своего вида, с целью сниже

  • – род деятельности человека, заключающийся в формировании и поддержании целесообразного с точки зрения использования животных, поведени

  • человек, занимающийся дрессировкой. В зависимости от условий дрессировки, определение конкретизируется: Д. – любитель, как правило, – вла

  • См. Обучаемость.

  • (1863—1934) – выдающийся русский цирковой дрессировщик и зоопсихолог. Первым в России начал изучать оперантное (инструментальное) поведение ж

  • – желание пить, состояние организма, вызванное недостатком воды (потребностью в воде). Регулируется как гуморальным, так и нервными механи

  • – одна из форм мотивационного состояния. Как термин чаще употребляется по отношению к людям и связывается обычно с потребностями, влечени

  • – движение человека какой-либо частью тела, имеющее сигнальное значение для животного. Различают Ж. нормативные (уставные), исполнение кот

  • См. Лидер.

  • 1) процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения навыка; 2) процесс, приводящий к утрате четкости и умень

  • стадия мотивированного поведения, представляющая собой стереотипные последовательные действия, направленные на соответствующую цель. Оп